Дизайн в линуксе



Я часто слышу от многих людей, что заниматься различным тврочеством в Линукс -- это извращение. Мол, нормальных 3D, html и графических редакторов под эту платформу просто не существует, но это все враки и провокация. В этой статье я постараюсь убедить сомневающихся, что замутить что-нибудь трехмерно-красиво- шевелящееся можно и под пингвином.


В фильме снимались:
The Gimp [www.gimp.org] в роли пятачка

Настоящее чудо программерской мысли -- своими возможностями местами догоняет, а местами перегоняет раскрученный на всю катушку Adobe Фотошлеп. Но Гимп не слизан подчистую со своего форточного соперника, это полностью автономный проект, не имеющий ничего общего с Photoshop, хотя имеющий многие его функции, возможности и феньки. Если ты всё равно продолжаешь думать, что разработчики Гимпа скоммуниздили все идеиу Адоба, то представь-ка себе редактор без поддержки слоев, кривых Безье и прочих примочек -- так бы и рисовали тогда в mspaint. Этот зверь поддерживает огромное количество типов файлов, может перегонять один в другой, и держать его стоит даже только из-за этой функции. Также он умеет захватывать изображние с экрана и предоставлять тебе для твоих извращенских забав.

Продукт этот никакая не бета- и не альфа-версия (как чстенько бывает с вещами такого класса), поэтому виснуть и падать он 100% не будет. К моменту написания статьи этот зверь дорос до версии 1.3.5 и продолжает нас всех радовать своей стабильностью и безглючностью.

Размер дистрибутива всего 12 мегабайтов, и он абсолютно свободно распространяется, но прежде чем скачивать, посмотри на своих сидюках с дистрибудивом линукса -- скорее всего там он будет (По крайней мере у РедХат он точно есть)

Мои впечатления от работы с Гимпом достаточно неплохие. Для разминки я взял свою старую отрендеренную работу в 3DSMax, в которой был маленький глюк, который я заметил недавно -- вывалившийся полигон, и попробовал его заретушировать. Это мне удалось (ебе бы =)), но в процессе работы, конечно, чувствовалось некоторое неудобство (нельзя по-человечески изменять масштаб рисунка), хотя это не так страшно, ведь если поработать некоторое время с этим редактором, то можно привыкнуть.



Blender [www.blender.nl] в роли Винни-Пуха

Это, по моему мнению, единственный по-настоящему работающий, завершенный до конца и не глючащий достойный твоего внимания 3D редактор. Конечно, как и любой редактор, он очень сильно отличается от своих собратьев в форточках, то есть если ты рубишь в 3DSMax или Maya (как это было со мной), то это здесь тебе совсем не поможет. Навигация, настройки, модификаторы -- всё сделано по-своему, и ничего общего с другими прогами такого класса нет.

Иногда в обзорах софта пишут: "программа имеет дружественный интерфейс". Тогда у Blender'а он наоборот злой, кусачий и ни с кем дружить совершенно не хочет. Я сам часов пять возился с ним, пытаясь разобраться, что тут куда, и какие кнопочки тыкать, чтобы нарисовать нечто красивое. Нет, я не хочу сказать, что интерфейс плохой - он просто немного необычный и непривычный, но если немного поработать, разобраться, почитать парочку книг в электронном варианте (есть даже на русском языке где-то в зарослях linux.org.ru), то можно будет неплохо разобраться

Теперь пару слов о возможностях этой программы:
1) Работа с NURBS-кривыми и поверхностями


NURBS-объект - объект, который описывается и задается не плоскими полигонами, а с помощью кривых. Объекты, созданные при помощи NURBS хотьи сложны в создании и редактировании, но внешне выглядят более реалистично и правдоподобно. Большинство компьютерных персонажей в голливудских фильмах делаются именно в NURBS.


2) Неплохая работа с материалами (хотя она, конечно, далека от совершенства)
3) Большое количество настроек эффектов
4) Быстрый рендеринг

Но не все так хорошо в этой программе. Разработчики, как и любые нормальные люди, бесплатно работать не хотят. Но и напрямую денег не просят. На страничке программы написано: "Blender Creator - абсолютно бесплатная программа, но если вам она действительно понравится, то вы можете заплатить всего 260 условно- зеленых единиц и купить Blender Publisher, обладающий кучей новых возможностей (импорт-экспорт, поддержка собственного формата x-mime и множества всякой полезной фигни). Тоесть получается, что супер-мега-бесплатный blender на самом деле обыкновенная демоверсия. Ну ладно, пес с ней, этой демоверсией, разработчики на момент написания статьи начали переделывать сайт и закрыли возможность не только скачивания самого блендера (пришлось искать на разных FTPшниках по имени blender-2.23.orig.tar.gz), но и временно прикрыли свой магазин, где раньше за креды можно было приобрести это чудо программерской мысли. Возможно, к моменту выхода этой статьи в свет сайт разработчиков оживет и обрадует нас новой версией Blender'а и открывшимся магазинчиком для кардеров. И еще один момент: этот редактор уже стал достаточно популярным (по клятвенным заверениям разработчиков уже 16000 человек пользуются им), и он теперь входит в дистрибутив Дебиан-линукса. Так что посмотри у себя на коллекции своих варезных сидюков, может он там есть.


Quanta [http://quanta.sourceforce.net] в роли ослика Иа

Из всех тех HTML-редакторов, которые я рассмотрел и попробовал на вкус в процессе написания статьи, этот мне приглянулся больше всех. В отличии линух- версии популярного под виндой редактора CoffeeCup, Quanta абсолютно бесплатна и не будет тебя долбить требованиями дать денег разработчикам на пиво. Распространяется исключительно в исходниках, но после попытки скомпилировать сие чудо, лично у меня компилятор на самом финише при сборке конечного файла истошно заматюгался и ругнулся на неподдержку каких-то ключей для компиляции. После изящного изнасилования Makefile'а и операционного удаления оттуда этих ключей всё скомпилировалось и даже не пикнуло (хотя обычно в таких случаях ничего хорошего не получается).

Возможности у этого редактора достаточно большие, поддерживает все, что нужно для программы такого класса. Меня порадовала возможность быстрого предпросмотра того, что ты в этом редакторе нагородил. Причем это делается при помощи встроенного браузера (основанного на ядре Konquerror) в небольшом окошке внизу. Это чудо дружит с великим и могучим русским языком, да и не просто дружит, Русский -- это родной язык редактора, так как в начале его разрабатывали русские ребята (но потом они ушли городить коммерческую версию Quant'ы, позабыв о бесплатной).

Сама программа достаточно стабильна: в ней я долго и упорно мучал свой сайт, но она ни разу даже не глюканула и не упала. Но в процессе работы я обнаружил одну досадную вещь (глюк - не глюк, сам решай), связанную скорее с Konquerror, нежели с самой программой -- в окошке предпросмотра не совсем нормально себя ведут карты ссылок: можешь хоть обкликаться по картинке, на которую они натянуты, а работать они все-равно не будут.


И другие незаметные актеры.

Линукс -- платформа непредсказуемая и многообразная. Порой со временем один и тот же дистрибутив у разных людей настолько меняется из-за бесконечных апдейтов и перекомпиляций, что узнать его почти невозможно. Поэтому, некоторые программы, работая на одном компе, запускаться на другом совершенно не хотят. Именно по этой причине в этот обзор не попала такая замечательная софтина как Canvas7 -- неплохой редактор векторной графики. Как я был зол, когда тридцатимегабайтный мастодонт при любой попытке затставить его работать вылетал в трубу с SegFault.

Да и многие приложения на линукс только начинают свое развитие, и их разработка началась не так давно. Но если программа находится в состоянии альфа- или пре- альфа-версии, то и говорить о том, что по своей мощи она может тягаться со своими большими братьями с винды нельзя.

Но на горизонте начинают маячить неплохие развивающиеся проекты, как K-3D [ftp3.sourceforge.net/pub/sourceforge/k3d]. Если разработчик не забьет на написание этой программы, то она сможет перещеголять суперпопулярный Blender и немного покусать всеми любимый (и не очень) 3DSMax, но а пока она только в зачатке в версии 0.1.3 и обладает большим количеством глюков, недоделок, но и приятных фенечек вроде оригинального хелпа (описывать не буду, это надо видеть), и интересных нововведений.

В природе существует еще множество интересных поделок программистов, позволяющих заниматься творчеством на компутере, причем именно под линуксом, но большинство из них похоже на красивые игрушки, а не на серьезные программы для настоящей работы. Но у пингвиненка Тукса всё еще впереди, он только начал свое развитие и триумфальное шествие по компам планеты. Пингвинизация планеты скоро наступит!